Вторая часть книги «Художественное литье ХХ – XXI веков на территории современной Свердловской области» посвящена развитию уральского художественного чугунного литья на территории города Екатеринбурга и Свердловской области в период с 1917 по 2024 гг.
В 1918 г. новая Советская власть национализировала и конфисковала все металлургические и промышленные предприятия, а также имущество купечества и национальной буржуазии, передав его народной власти и трудовым коллективам рабочих и крестьян – зарождающимся артелям и рабочим кооперативам.
В годы Первой мировой войны многие предприятия, не имевшие военных заказов, и потерявшие рабочих в связи с всеобщей мобилизацией, разорялись и закрывались. Продукция кабинетного художественного литья из чугуна стала не актуальной для большинства обнищавшего населения, которое потеряло возможность работать и добывать средства к существованию.
Временно закрылось производство художественного литья почти на всех уральских заводах, литейные цеха перешли на выпуск необходимого в повседневности печного литья, бытовой чугунной посуды, скобяных товаров, на производство сельхозмашин и запчастей к ним.
Государственная власть выделяла деньги исключительно на реконструкцию старых и строительство новых современных высокорентабельных предприятий, гарантирующих индустриализацию страны, её обороноспособность, экономическое и промышленное развитие. Для освоения навыков чистого и точного технического литья, грамотные руководители производства обучали молодых литейщиков приемам и передовым технологиям художественного литья из чугуна, внедряли их в практику технических отливок. Так поступили на Уральском заводе тяжелого машиностроения (УЗТМ) в Свердловске (Екатеринбурге) и на Заводе №5 Треста 41 («Вагранке») в Каменск-Уральском.
В литейных цехах уральских предприятий, работающих на оборонную промышленность СССР, появились новые производства и оборудование для выпуска продукции в технике литья по выплавляемым моделям, и другим экспериментальным металлургическим технологиям. Разрабатываются новые составы чугуна и сплавов металлов для броневых листов, и орудийных стволов. В 1941 г. на Урал и в Сибирь из западной и центральной России были эвакуированы многие промышленные предприятия, которые в кратчайшее время на новом месте открыли производство всех видов военной техники и вооружений, позволивших СССР выиграть во Второй мировой войне 1941–1945 гг.
В 1950-е гг. с началом конверсии экономики и структурного перехода СССР от военного производства к выпуску «мирной продукции» во всех регионах страны были созданы новые государственные органы территориального управления промышленностью и строительством в СССР – Советы народного хозяйства (Совнархозы), от Союзных наркоматов и министерств все военные предприятия были переданы территориальным Совнархозам, которые разрабатывали и контролировали планы по конверсии, «спускали разнарядки» по выпуску товаров народного потребления («ширпотреба»).
Так, все литейные цеха, освоившие к этому времени технику литья по выплавляемым моделям, кроме основной своей продукции, обязывались производить художественное литье «для облагораживания быта народа», удовлетворения все возрастающего спроса на красивые и полезные в быту вещи: статуэтки, пепельницы, лоточки, подсвечники, чернильницы, подчасники и прочие изделия.
Чиновники Пятого управления Свердловского Совнархоза придумали использовать механизм производственного лизинга для аренды дорогостоящих литейных форм художественных изделий у ведущего профильного предприятия – Свердловского чугунолитейного завода (бывшей Свердловской артели «Литейщик»). Торговые организации требовали от предприятий регистрировать новые торговые марки, ставить на отливки художественного значения и сувенирную продукцию свои клейма. Для особо засекреченных военных производств чиновники придумывали «фирменные» аббревиатуры, например, «СМП» (Свердловское машиностроительное предприятие) – для литейного цеха Свердловского машиностроительного завода имени М.И. Калинина. Такие предприятия-цеха разрабатывали фирменные большие и малые (по размерам) логотипы, которые становились торговыми знаками для отдельных видов советской повседневной продукции и художественного литья из чугуна.
История развития во втор. пол. ХХ в. художественного литья на 6-ти предприятиях Свердловска изложена в хронологическом порядке и составляет основной раздел второй части книги. На основе данных мониторинга антикварного рынка, изучения музейных и частных коллекций художественного литья из чугуна автором книги составлен иллюстрированный ассортимент художественного литья предприятий, расположеных в г. Свердловске (ныне Екатеринбурге): «Уральского завода тяжелого машиностроения» (УЗТМ), «Свердловского чугунолитейного завода» (СЧЛЗ), «Свердловского завода художественного литья» (СЗХЛ), «Уральского завода тяжелого электротехнического машиностроения им. В.И. Ленина» (Уралэлектротяжмаш – УЭТМ) и его филиала – Завода «Уралэлектроаппарат» (УЭА), «Свердловского машиностроительного завода имени М.И. Калинина» (его литейного цеха – СМП) подготовлены справки на 5 артелей, и 5 заводов Свердловской области, известных своей художественной продукцией. Особое внимание уделено подбору иллюстраций изделий и фирменных клейм на отливках. Справочный материал содержит не опубликованные ранее биографические сведения о мастерах-литейщиках, технологах, авторах моделей – профессиональных скульпторах, а так же в научный оборот введены новые атрибуции известных произведений уральского художественного литья.
С ликвидацией Совнархозов в 1965 г. и передачей их функций профильным республиканским и союзным министерствам, прекратилось и производство художественного литья на государственных предприятиях Свердловска. С всесоюзного рынка потребления художественных товаров в нач. 1970-х гг. исчезли все сильные промышленные конкуренты каслинского и кусинского художественного литья из чугуна. Как следствие этой давней ситуации, на российском антикварном рынке страны в ХХI в. появилась новая тема в коллекционировании – условно называемая сегодня «Свердловское чугунное литьё» и первые частные коллекции этого вида художественной продукции.
Данное издание, по мнению автора во многом правильно определит, уточнит, и восполнит научную информацию о предметах музейных и частных коллекций, позволит музейным сотрудникам, антикварам и, коллекционерам атрибутировать ранее безымянные отливки и аббревиатуры их клеймения, определить степень их редкости, художественную и материальную ценность.
В нач. XXI в. в Екатеринбкрге были открыты три частные литейные фирмы: «Литейщики Урала» («Литур»), литейная мастерская «Брезгин и Ко» и литейная мастерская «Дубровин», производящие художественное литье из разных металлов и их сплавов (алюминия, чугуна, бронзы), в основном под заказы муниципалитетов, организаций и частных лиц. Информационные справки по этим современным фирмам и литейным мастерским, их талантливым литейщикам и организаторам хорошо проиллюстрированы различным фотоматериалом.
В книге, кроме справочного материала даны 9 приложений с иллюстрациями.
Настоящая монография «Художественное литье ХХ – XXI веков на территории современной Свердловской области» (в двух частях) является первым и богато иллюстрированным научным трудом выявленного и собранного автором в рамках одного издания ассортимента образцов Свердловского художественного литья ХХ – нач. XXI вв; Такая книга, безусловно, станет давно ожидаемым на антикварном рынке и практически полезым «каталогом-определителем» Свердловского художественного литья из чугуна, ставшего ярким явлением в советском (русском) декоративно-прикладном искусстве.
Автор предлагает свою версию этой неизвестной страницы истории декоративно-прикладного искусства Урала.
Вся информация о предприятиях взята из открытых источников: с официальных сайтов предприятий, из их рекламных буклетов, юбилейных изданий, заводских газет и экспозиций публичных заводских музеев.
Автор выражает глубокую благодарность Заку А.С., Гриневой А.С., Малаевой З.Г., Онуфриеву А.Б., Пешковой И.М., Рукавичниковой Н.Л., Скробову С.В. Ширшову О.Ю. за деятельную и безвозмездную помощь в создании монографии.
С уважением, О.П. Губкин.